Антикварная живопись

     Сегодня в нашей стране, почти через 80 лет забвения, вновь возникает интерес к коллекционированию антикварной западноевропейской живописи. Пройдя по кругу, история возвращается к своим истокам.
     К концу XVIII века в России сложились крупные частные дворянские собрания западноевропейской живописи. В среде коллекционеров были хорошо известны имена Шереметевых, Строгановых, Безбородко, Белосельских, Юсуповых. К началу XIX века генерал А.И. Корсаков владел одной из лучших частных коллекций в Санкт-Петербурге, в которую входило около 90 полотен старых мастеров Европы.
     Коллекционирование стало одним из важнейших явлений светской жизни Петербурга и Москвы. Образованная русская знать умела ценить культурное наследие школы западноевропейской живописи, накопившей к XVIII веку богатейший опыт и традиции.
     Уже в эпоху Возрождения в ХY-ХYI веках в Западной Европе сложились основные жанры: картины на религиозные, исторические и мифологические сюжеты, портрет, пейзаж, бытовой жанр -которые, в свою очередь, получили дальнейшее развитие в рамках искусства барокко, классицизма и реализма.
     В 1585 году в Италии учреждается первая в Европе Болонш; академия художеств. В XVII веке по ее примеру открываются собственные академии в Париже, Берлине, Вене. Сотни замечательных мастеров передают свои знания от учителя к ученику, создавая удивительное явление - великую школу западноевропейское живописи. К началу XVIII века эта школа уже насчитывает огромное количество талантливых художников и тысячи великолепны живописных полотен, которые украшают знаменитые музеи и частные коллекции.
     В России развитие светского изобразительного искусства начинается лишь в конце XVII - начале XVIII веков. Петр I принимает решение отправить за границу молодых талантливых мастеров. Андрей Матвеев и Иван Никитин были первыми живописцами, прошедшими стажировку в Европе. С этого момента начинается истори ученичества русских художников у западноевропейских мастеров. С образованием в Петербурге Академии художеств в 1757 году лучшие русские живописцы получили право на пенсионерскую поездку для обучения в Италии, Голландии, Франции.
     В стенах петербургской Академии художеств постоянно показывали свои произведения зарубежные живописцы. Ни одно известное на Западе имя не проходило мимо внимания их русских колле-и столичного общества. В течение всего XVIII века работы европейских мастеров пользовались в нашей стране особой популярностью. В России работали Лампи-старший, Виже-Лебрен, Стефано Торелли, Иозеф Андрее Вейс. Значительный след в развитии русского искусства середины XIX столетия оставил художник швейцарского происхождения Александр Калам (1810-1864), который являлся членом восьми ведущих академий художеств, в том числе российской.
     Творчество Калама связано с рождением нового направления в швейцарской живописи — с созданием альпийского пейзажа, проникнутого духом романтизма. В настоящее время работы художника находятся в музеях Старого и Нового света, в том числе в Лувре, Национальной галерее Лондона, Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. В 1850-е годы в России складывается особое направление живописи, получившее название «школа Калама», к которому принадлежала группа известиых художников-пейзажистов: А.И. Мещерский, В.Д. Орловский, П.А. Суходольский.
     Почти целый век нас отделяет от тех времен. Сегодня, в связи с социальными изменениями, в нашей стране вновь возникло заметное оживление на арт-рынке в секторе западноевропейской живописи.
     В стране появляется все больше ценителей и коллекционеров, проводятся выставки и аукционы, повышается спрос на антикварную живопись западных мастеров. Этот процесс вполне закономерен как возвращение к коллекционерским традициям наших предков. То, что ценилось при русском дворе, представляет интерес для современной элиты России. В экспертных советах отечественных музеев много высококвалифицированных специалистов, большие технико-технологическая и эталонная базы, позволяющие оценить высокое качество произведений, появившихся в последнее время в антикварных галереях и салонах. Речь идет не о мировых шедеврах, а о качественной живописи средней ценовой категории. Статистика показывает, что доходность вложений в антиквариат составляет от 10 до 30% и зависит от конъюнктуры рынка и опыта инвестора. Инвестиции в западноевропейскую живопись имеют хорошие основания: во-первых, при равном, а то и более высоком художественном уровне, по сравнению с картинами русских мастеров, на нынешнем рынке они более доступны по цене, поскольку их стоимость ниже (зачастую — на порядок); во-вторых, гарантирована большая стабильность цен. Наконец, благодаря огромному опыту, чутью и эстетической требовательности российских антикваров и дилеров, западноевропейская живопись, представляемая на российском рынке, дает возможность выбрать замечательные произведения, которые займут достойное место в частных коллекциях, найдут применение в оформлении интерьеров загородных домов и офисов. По существующим на сегодняшний день ценам можно сформировать коллекцию хорошего уровня, которая в итоге принесет инвестору значительную прибыль. В настоящее время профессионально и целенаправленно в Москве западноевропейской живописью пока занимается небольшое число галерей. Среди них особо можно отметить галереи «Академия художеств» и «Кентавр». Несколько картин из их коллекции будут представлены на выставке «Западноевропейская живопись XVIII-XX веков». Выставка откроется в сентябре и порадует москвичей и гостей столицы живописными полотнами известных западноевропейских мастеров, еще при жизни пользовавшихся большой популярностью и славой.
     В XIX веке центром художественной жизни Европы был Париж и его салоны. Произведения, представленные на этих салонах, как правило, были выполнены на высоком профессиональном уровне, отличались совершенством техники исполнения. На парижском салоне непременным успехом пользовались работы Жюля Ришо-ма (1818-1902), который неоднократно получал награды и был удостоен ордена Почетного легиона. На Московской выставке «Западноевропейская живопись ХУП1-ХХ веков» особо выделяется картина Ришома «Анжелика и Медор», которая была написана на сюжет поэмы Ариосто (1474-1535) «Неистовый Роланд».
     В конце XIX века целая плеяда немецких мастеров работала в духе голландской жанровой живописи. На предстоящей московской выставке среди таких работ, отличающихся выразительностью пластического решения, множеством деталей, яркостью и насыщенностью красок, стоит отметить картины художников Якоба Эммануэля Гайссера (1825-1899) «Игра в шахматы» и Макса Гайссера (1857-1922) «Застольная беседа». В настоящее время их произведения хранятся в музеях Германии и частных собраниях. Представленный на выставке красочный «Натюрморт с букетом роз, перламутровой раковиной и жемчужным ожерельем» 1909 года работы Эрнста Хольцвайсига будет интересен почитателям немецкого искусства начала XX века, а «Натюрморт с фруктами и кувшином» Иозефа Шустера (1812-1890) привлечет внимание любителей австрийской школы живописи.
     Ценители западноевропейской живописи также смогут увидеть на этой выставке замечательные полотна таких талантливых художников, как Саломон Корроди, Иозеф Андрее Вейс, Александр Калам, Петер Менстед и работы других мастеров.

журнал antiq.info №32, сентябрь 2005

при поддержке x-lab.ru
дизайн arjuna-design.ru

Галерея ВИАРДО | телефон: 8-(985)-960-4671 | sofia.v@mail.ru
   
на главную